?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чукча не читатель

Как человек технического образования я со школьных лет ненавидел гуманитарные дисциплины, особенно историю и литературу.

Впрочем, любовь к истории мне отбили в 4 классе чуть ли не на первом же уроке. Я вызвался отвечать по теме "Ледовое побоище", и психически неуравновешенный преп по фамилии Плокся с запахом говна и протухшего мяса изо рта, который требовал всё зазубривать практически дословно, влепил мне "трояк" - за то, что я недостаточно красочно описал проваливающихся под лёд врагов. А вот с литературой всё сложнее - не перенял я от мамы гены, ответственные за чтение. Она умудрялась прочитывать немыслимые количества литературы любых жанров и направлений, а вот мне любовь к чтению привить так и не удалось. Из всей школьной программы я целиком осилил только четыре произведения: "Евгений Онегин", "Герой нашего времени", "Как закалялась сталь" и "Отцы и дети". Плюс еще пару-тройку небольших рассказов различных авторов (внеклассная литература не в счет). На свой "трояк" я заработал, и ладно. Учителя были в ужасе от моего клинического неумения излагать собственые мысли и стабильно ставили мне двойки и тройки за содержание, при том что грамотность у меня всегда была на высоте. Короче говоря, классической литературой я так и не проникся, предпочитая ей литературу приключенческую и техническую, в 12 лет "проглотив", к примеру, 500-страничную папину книгу "Очерки о вселенной". Сейчас, дожив до седых мудей, я порой стыжусь признаться, что не читал книг, которые каждый уважающий себя человек прочел если не в детстве, то в юности точно...

Это все была преамбула. А теперь, собственно, то, ради чего я развел эту бодягу. Где-то в конце прошлого года мой хороший знакомый и бывший коллега по журналу "Идея Икс" Валера Чумаков (он же bonif) привлек меня к одному весьма любопытном проекту - Содружеству по пропаганде культурных ценностей "ПосредникЪ 2.0". Идея проста, как все гениальное - бесплатное распространение классической литературы. Проникнувшись благой целью, мы на общественных началах и голом энтузиазме, надеясь когда-нибудь в будущем, возможно, привлечь спонсоров, сделали простенький сайт, на который выложили огромное количество русской классики, которую можно совершенно бесплатно скачать. А еще на собственные средства Чумаков издал пилотный тираж, начав с "Невского проспекта" Гоголя. Получилась вполне симпатичная 30-страничная книжонка, которую я ради любопытстыа решил-таки прочитать - в конце концов, нужно же было понять, чем мы занимаемся.

Поначалу было непривычно. Литературный стиль конца XIX века, особенно после современной публицистической литературы, резал глаз, если можно так выразиться. Однако чем дальше, тем больше меня затягивало. К концу книги я поймал себя на мысли, что не просто проникся этим стилем, а балдею от него и наслаждаюсь им! Он меня окутал со всех сторон и не хотел выпускать. И вспомнился мне один рассказ, который я читал лет 30 назад, где уже вполне зрелый молодой человек решил перечитать классику школьной программы со словами: "Все эти книги наверняка очень интересные, я их обязательно перечитаю! Вот только надо немного отойти от этих 'проанализировать образ того-то в сцене такой-то'. Ведь эти анализы и образы по сути и отбивают всю любовь к чтению в школе!".

И я, пожалуй, с ним соглашусь. Конечно, я уже далеко не юноша, но лучше поздно, чем никогда. Похоже, на Гоголя я подсел. А как там будет дальше - посмотрим...

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
lost_lighthouse
Jan. 27th, 2012 11:01 am (UTC)
На первом курсе в колледже на уроке литературы я держал речь то ли с рефератом, то ли с пересказом "Старухи Изергиль" Горького. Материал знал, все шло к успешному завершению доклада. И тут преподавательница со стажем задала вопрос:
- Изергиль распутная женщина или нет?
Ну что мог ей ответить 15-летний девственник!? Конечно, до краев наполненный юношеским максимализмом, грезивший чистой и моногамной любовью до гроба, я считал её еще той потаскухой:)
Но на дворе завершившаяся сексуальная революция, а в кабинете 26 первокурсниц с не по погоде короткими юбками. Я решил быть современным и ответил, что не считаю Изергиль - женщину с нелегкой судьбой - распутной женщиной...
- Почему???
- Ну потомушто жисть такая, культура-мультура у них такая...
У старой и нудной училки, видимо, было что-то личное к героине рассказа и она переспросила меня еще раза три, ссылаясь на то, что я недостаточно аргументирую.
Мне пришлось парировать, что я, может быть и произвожу впечатление крупного знатока цыганских устоев и обычаев, но ни хера таковым не являюсь.
В итоге я получил обидный "трояк", который мне еще долго аукался (еле-еле выправил по году) и решил, что я ничего в женщинах не смыслю...
golosrazuma
Jan. 27th, 2012 11:10 am (UTC)
Класс! :))
gosh100
Jan. 27th, 2012 11:05 am (UTC)
У меня точно так же вышло все с классикой, только вместо Гоголя - Чехов. Давеча я сильно проникся.
golosrazuma
Jan. 27th, 2012 11:10 am (UTC)
Ну вот, вы меня понимаете :)
dwertys
Jan. 27th, 2012 11:11 am (UTC)
Я любил читать всегда, но всегда игнорировал школьные установки. Многие сочинения которые пишутся в школе, я писал не по установкам. За что не раз поплатился)))
golosrazuma
Jan. 27th, 2012 11:25 am (UTC)
Я один раз умудрился написать хорошее сочинение по "Отцам и детям", но пизда училка решила, что я в принципе не могу написать хорошее сочинение и поставила тройку. Потом родители приходили скандалили, потому что сочинение давали читать еще какой-то литераторше, которая очень высоко его оценила. Впоследствии выяснилось, что эта училка по кличке "морковка" была просто антисемиткой :))
dwertys
Jan. 27th, 2012 11:11 am (UTC)
Прочти Айн Рэнд Атлант Расправил Плечи...
))
golosrazuma
Jan. 27th, 2012 11:23 am (UTC)
Обязательно!
Причем собираюсь это делать в оригинале :)
(no subject) - dwertys - Jan. 27th, 2012 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - golosrazuma - Jan. 27th, 2012 01:33 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
golosrazuma
Jan. 27th, 2012 12:16 pm (UTC)
Да я, собственно, и не отпираюсь :)
bonif
Jan. 27th, 2012 01:52 pm (UTC)
А я два года назад (в 43 года) открыл для себя Достоевского. И оказалось, что "Преступление и наказание", "Бесы" и "Братья Карамазовы" - шикарные, просто офигительные детективы. И страшно жаль, что БК - недописаны.
golosrazuma
Jan. 27th, 2012 01:56 pm (UTC)
Ты меня успокоил! Значит, у меня еще все впереди :))
(no subject) - bonif - Jan. 27th, 2012 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - golosrazuma - Jan. 27th, 2012 02:35 pm (UTC) - Expand
loboff
Jan. 27th, 2012 10:41 pm (UTC)
Ээээ. Искренне рад за тебя. Больше и сказать-то нечего. "Лишним" - в любом случае не будет. А влюбившись в Гоголя, уже практически невозможно "отвертеться" от Достоевского. А это - ну, как сказать, база, что ли, то, без чего просто-таки даже обидно умереть, не узнав. А к смерти - к ней ведь нужно готовиться заранее...
golosrazuma
Jan. 28th, 2012 08:11 am (UTC)
Как-то не хочется думать, что я уже начал готовиться к смерти :))
(no subject) - loboff - Jan. 29th, 2012 11:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - golosrazuma - Jan. 29th, 2012 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - loboff - Jan. 29th, 2012 12:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - golosrazuma - Jan. 29th, 2012 12:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - loboff - Jan. 29th, 2012 05:39 pm (UTC) - Expand
lunohod
Jan. 28th, 2012 07:28 am (UTC)
Я читать всегда любил, но совершенно не то, что навязывали в школе :-)
имхо, главная ошибка "школьной программы" в том, что учеников заставляют читать произведения, совершенно не соответствующие возрасту. Ну бред это, читать "Войну и мир" в 14 лет, в этом возрасте она покажется непонятным УГ.
Ладно еще Пушкин, туда-сюда.. но не Толстой же.
Имхо, надо подбирать книги, более по возрасту подходящие, это раз, давать ученикам возможность выбора, например, из двух-трех книг разных жанров.. и ни в коем случае не заставлять читать серьезную литературу, а о таких монстрах, как Толстой или Достоевский, максимально рассказывать, как они жили, что написали, объяснять, что это классика, гордость страны и литературы.. чтобы человек заинтересовался, и уже после школы САМ бы захотел прочитать что то из написанного ими.
golosrazuma
Jan. 28th, 2012 08:12 am (UTC)
Полностью согласен! "Войну и мир" я просто не стал читать, изучив ее по краткому содержанию. Помню оттуда только то, что княгиня Лиза умерла во время родов :))
(no subject) - lunohod - Jan. 28th, 2012 07:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - golosrazuma - Jan. 28th, 2012 08:42 pm (UTC) - Expand
sobolev_sv
Jan. 29th, 2012 11:11 am (UTC)
В "ВиМ" в школе читал только батальные сцены. Может, и к лучшему, что в 15-16 лет "ниасилил" ни Достоевского, ни Толстого (хотя сочинения по их творениям писал бойко). Зато, когда пришло время, после 25-ти, получил от чтения истинное наслаждение. Ну а Гоголя и Чехова перечитываю и по сию пору.
golosrazuma
Jan. 29th, 2012 11:38 am (UTC)
Значит, и у меня еще все впереди :)
dezombivator
Feb. 3rd, 2012 10:20 pm (UTC)
Войну и Мир прочел в 11 классе.Последний том асилил из чистого упрямства, типа раз уж начал.
Думал никогда классику в руки не возьму.Но как то на киевском вокзале польстившись на низкую цену решил таки прихватитьт его 15 том собрания сочинений .И надо казать захватило.Думаю надо будет ВиМ потом перечитать уже многое по другому воспринимается.

И вообще произведение в торыве от контекста в которм она была написана понять нельзя.
golosrazuma
Feb. 3rd, 2012 10:26 pm (UTC)
Ого! Да вы просто герой! :))
(no subject) - dezombivator - Feb. 3rd, 2012 10:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - golosrazuma - Feb. 3rd, 2012 10:57 pm (UTC) - Expand
( 32 comments — Leave a comment )

Profile

Мечтатель
golosrazuma
Развенчатель мифов

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow